Версия для слабовидящих

Для увеличения размера шрифта нажмите сочетание клавиш Ctrl + "+" Для уменьшения размера шрифта нажмите сочетание клавиш Ctrl + "-"

Поиск по сайту

Электронный дневник

Уважаемые обучающиеся, родители, законные представители. В МБОУ "СОШ №2" функционирует электронный дневник по следующему адресу https://dnevnik.ru/

Авдонина Л.А.

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Купайся ежечасно!

         Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

         Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее…

         Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребёнок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?

         Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов.

         Я хочу предложить вам несколько способов и методов, способствующих запоминанию написания словарных слов.

         Важно помнить:

·        заниматься ежедневно по 15-20 минут;

·        брать для запоминания от 5 до 10 слов в неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания:

·        чтение слова ребёнком;

·        объяснение значения слова (если ребёнок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарём).

 

         Орфографическая работа над словом:

·        постановка ударения, выделение зелёным цветом трудной буквы;

·        деление слова на слоги и для переноса.

Заучивание правописания данного слова:

·        подбор однокоренных слов;

·        составление словосочетания, предложения с этим словом;

·        подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом;

·        составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята);

·        списать словарные слова в порядке возрастания количества слогов и наоборот;

·        дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово);

·        образование единственного числа из множественного и наоборот (учитель – учителя, огород – огороды);

·        образование другой части речи (берёза – берёзовая, продавец – продавать);

·        восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и огурцы, помидоры, горох, корзины);

·        запись под диктовку с постановкой ударения, подчёркиванием непроверяемой орфограммы;

·        запись слов с приставками (шёл, пришёл, ушёл, зашёл) и с предлогами (к площади, у площади, на площади);

·        образовать слово с помощью нового суффикса (берёза – берёзка, берег – бережок);

·        заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист; широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе);

·        письмо по памяти, самодиктанты.

Хорошо зарекомендовали себя способы написания слов с закрытыми

глазами («Закрой глаза, представь слово, написанным в книге); вечером (лучше перед сном) попросите ребёнка проговорить, как он будет писать словарные слова. Не последнее место отводится и играм со словами.

Игра «Словарное лото» Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои ячейки.

Игра «Парочки» Это известная игра, которую используют для развития памяти. В ней могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки раскладываются на столе написанными словами вниз рядами по 6-8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берёт их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберёт больше карточек.

Игра «Трудные слова» Потребуется изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться (на первом этапе их может быть 10, а затем и 100). Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесёт. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Любым способом определяется, кто будет ходить первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривает написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить её сверху, также чётко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по смешному предложению с оставшимися словами.

 

Ещё раз хочется напомнить: чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребёнка в непомерно тяжёлый труд, ему необходима помощь. Но помните, что ему нужен не только наставник, но и партнёр по игре!